agudkov: (Default)
[personal profile] agudkov
Вчера был на конференции, посвященной различным вариантам рассчета конкурентной цены на нефтепродукты. (Писал об этом http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1341926)
Все презентации по формулам я видел раньше, поэтому лично для меня новости было две. Точнее одна, так как вторая - мой собственный вывод.


Первая новость: формул цены может стать не шесть, а семь. Вчера Михаилом Перфиловым из Argus был предложен еще один вариант: отсчитывать стоимость нефтепродуктов от цены на нефть, net-back которой прозрачнее считается. То есть, - берем нефтяной net-back в Нижневартовске и прибавляем транспорт до каждого НПЗ. Помня, что цена нефти составляет до 80% в цене нефтепродуктов, получаем ориентировочную стоимость нефтепродуктов на выходе. Плюс методики в том, что нефть мы экспортируем и имеем реальную экспортную альтернативу. Российский бензин годится только для внутреннего употребления, соответственно, привязывать цены на него к конъюнктуре мирового рынка не совсем логично. Кроме того, совершенно никому не понятно, как считать затраты на логистику, так как там присутсвует огромное количество произвольных величин.

Вторая новость, которая вывод: - нефтяникам не стоит бояться введения формулы цены как инструмента для определения антимонопольной службой монопольно высоких и монопольно низких цен.
Во первых, потому, что стороны по-прежнему далеки от какого-либо компромисса. Договориться не могут ни ведомства друг с другом, ни ведомства с компаниями, ни ВИНКи с независимыми АЗС внутри бизнес-сообщества. Сохраняется, конечно, опасность, что государство, не дожидаясь компромисса, примет волевое решение, которое ударит по всем, как это было с законом "О торговле". Однако, вероятность эта мала, - закон "О торговле" родился в результате конфликта между двумя влиятельными бизнес-структурами, апеллировавшими к государству. В данном случае формула цены нужна исключительно ФАС, больше никому, практически все остальные - против.
Другими словами, согласование документа может продолжаться неопределенно долго. Как мне заявили участники, конкретных сроков внесения согласованной версии в правительство нет (при этом все заинтересованные ведомства в разных формах донесли свои предложения до Белого Дома). Вчерашнее обсуждение проходило на площадке Минэкономики, однако головным исполнителем документа является Минэнерго. Минэнерго врядли будет торопиться с согласованием или проявлять какую-либо инициативу по внесению в правительство проекта постановления, ущемляющего интересы ВИНК.
Во-вторых, для того, чтобы формула конкурентной цены потеряла актуальность, ее не надо согласовывать вечно, достаточно замылить процесс на полгода. По данным Минэнерго, доля торгуемых на биржах нефтепродуктов уже составляет порядка 12% (по другим данным 6-7%) от общего объема поставок на внутренний рынок. В третьему кварталу - концу года этот показатель превысит пороговое значение в 15%, которые называла ФАС как долю рынка, после которой биржевые цены могут рассматриваться как индикативная биржевая цена. То есть, уже через пару-тройку месяцев у ФАС будет индикатор конкурентной цены и безо всякой формулы, которая, в редакции ФАС, очень сильно смахивает на прямое госрегулирование цен. Другое дело, что если на биржах присутствуют только четыре продавца, (а в большинстве регионов поставщик может быть только один - "Роснефть", на долю которой, по словам биржевиков, приходится 75% всей биржевой торговли нефтепродуктами в РФ), то такой рынок нельзя считать высоколиквидным и признавать его цены рыночными и конкурентными, - четыре продавца спокойно могут подмять под себя рынок и установить монопольные цены. Однако, если не рассматривать всерьез перспективы принудительного разделения российских ВИНК, то в ближайшее время на российских биржевых площадках вряд ли резко увеличится количество продавцов. То есть, - заинтересованным ведомствам и компаниям вместо формулы цены придется обсуждать правила биржевой торговли и механизмы защиты от манипулирования ценами.
Фактически, такое обсуждение уже началось, и это в любом случае лучше, чем обсуждать формулу цены. Если эффективные механизмы защиты от манипулирования ценами на бирже будут найдены, то в худшем для ВИНК случае им придется продавать нефтепродукты по конкурентным ценам, а не выше. Формула цены ФАС грозит им гораздо большими неприятностянми, - от штрафов до 15% от оборота компании, до шести лет лишения свободы.

Profile

agudkov: (Default)
agudkov

June 2013

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
161718192021 22
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 21st, 2026 03:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios