agudkov: (Default)
[personal profile] agudkov
В воскресенье у моей жены был день рождения.

Надо сказать, что подобные семейные торжества всегда вызывают у меня затруднения, - если я придумываю какой-нибудь подарок, который мог бы ее порадовать, то обычно не дожидаюсь таких официальных поводов, а дарю сразу. Однажды, на заре нашего знакомства, я дарил ей подарки каждый день всю неделю перед днем рождения. Однако, с годами решать проблему это стало все труднее. Вот представьте, идете Вы в магазин, покупаете кучу нужных вещей, потом откладываете одну и говорите, что вот это все мы просто так покупаем, а вот это – это тебе на день рождения… Глупо. Недаром в Древнем Риме, например, супругам было запрещено делать друг другу подарки. Как можно сделать подарок, если, в соответствии с Римским правом, все имущество супругов общее? Конечно, остаются всякие сюрпризы и т.п. Но это все очень мило, когда речь идет о какой-нибудь безделушке. Если даришь что-то серьезное, то неплохо бы, чтобы получатель подарка выбрал именно то, что ему нравится. Поэтому, обычно мы с женой просто интересуемся друг у друга, что каждый из нас хотел бы получить на день рождения. «Я хочу накупить книжек, - сказала жена, - на следующей неделе собираюсь в книжный, пусть это будет мне подарок». «Прекрасно, - отвечаю я, - но ведь я даже не буду присутствовать при вручении. Может быть еще что-нибудь?». Жена задумалась о том, что ей еще нужно для счастья. Наконец, придумала: «Подари мне полет на самолете!». Разумеется, меня не надо было уговаривать дважды. «Отлично! Прекрасная идея! Как насчет субботы?», - бормотал я, набирая телефон инструктора, и понимая, что звезды, наконец, сошлись наилучшим образом.
Дело в том, что на аэродроме у меня накопилось много трудносовместимых дел. Во-первых, с меня была зажатая простава и традиционная раздача халявных "взлетных" папирос «Казбек» по поводу первого самостоятельного вылета ("Казбека" не нашел, пришлось купить каких-то навороченных сигарилл). Во-вторых, у инструктора на неделе тоже случился день рождения, который летчики предполагали праздновать всем аэродромом в ночь с пятницы на понедельник субботу. В-третьих, кроме жены, покатать его на самолете у меня еще летом просил старший сын Ваня. Вместить все это в один заезд на аэродром было нереально, - выпивон предполагал ночевку, что исключало присутствие жены и детей. А так можно было пристроиться в хвост уходящему застолью, чтобы и традицию соблюсти, и не пить ничего, и жену покатать. Единственный вопрос был, в какой форме к утру в субботу будет инструктор, но он, как и я, оказался сторонником «малой крови» при организации застолий, - оставил всех выпивать-закусывать, а сам вовремя пошел спать трезвый как стекло.
В субботу мы приехали на аэродром около полудня. Гости уже разлетелись, в ангаре остались только двое самых стойких, которым не надо было ни за руль, ни за штурвал. Именинник уже где-то летал. Вручил ему подарок, выставил на стол остальное. Посидели, покормили детей, выпили сока, пошли летать. С женой мы принципиально в один ультралайт до совершеннолетия детей не садимся. Поэтому сначала полетел я, - хотел сделать пару кругов, чтобы восстановить утраченные навыки. «Вань, - говорю, - полетишь с нами?». Ваня как-то не очень рассчитывал на полет. Обычно, когда мы приезжаем на аэродром вместе, он с мамой ждет на земле. Я его не брал еще и потому, что сзади сильно укачивает. Но два круга, подумал я, он как-нибудь выдержит. Вано, - который уже было смирился с мыслью, что для первых полетов ему еще придется немного подрасти, - ошалело и радостно кивает и нескладно забирается на заднее сидение. Полетели. У Джабирки новый (точнее старый) винт. У трехлопастного ВИШа меняют лопасти, а пока поставили родной деревянный моноблок. «Разгоняется с ним хуже, - повнимательнее на выдерживании», - предупредил инструктор. Я впервые летал на винте постоянного шага. Действительно, с моноблоком разгон хуже, - после отрыва почти всю полосу пролетел, прежде чем набрал свои 75 миль в час, чтобы перевести в набор высоты. В наборе тоже не очень прет, - как будто пересел на машину, у которой нет четвертой передачи, - только третья. Мотор вроде ревет, а не едет. Но в целом ощущения от такого винта более внятные, самолет ведет себя более понятно и предсказуемо. С ВИШ все сложнее, его загрузишь – обороты падают, а тяга и скорость, наоборот, растут.
Набрали высоту, прошли первый разворот. Оборачиваюсь, - Вано сидит, вжавшись в сидение, и держится руками за наушники гарнитуры. «В окно смотри! – говорю я ему, - У нас на спинах ничего интересного нет». Второй разворот. «Вон, смотри, наш аэродром», - пытается расслабить его инструктор. Вано начинает смотреть в окно, а я приближаюсь к третьему развороту. Вот тут, на построении глиссады, начинает чувствоваться, что винт незнакомый. Захожу, чуть недовернув, приходится делать зигзаги, скорость на 10 миль в час меньше, чем обычно (обычно 70 миль в час), - инстинктивно не до конца добираю РУД. (Летчики говорят, что "лучше потерять жену, чем скорость на четвертом развороте, потому что если на 4-м потерять скорость, то жена уже не понадобится"). Инструктор добирает РУД на малый газ, комментируя, что 60 миль с закрылками – это нормально. Это я и сам вижу, - шкала указателя скорости раскрашена соответствующими сегментами, но пилот, как известно, руководствуется в основном шестым чувством, орган которого находится на пятой точке.
Садимся. Парирую роторы, энергично работая ручкой. Вспоминаю, как это делается. На выравнивании опять повторяю свою любимую ошибку, - на последних метрах чиркаю колесами по асфальту и взмываю. Невысоко. Инструктор не вмешивается, - это мой фирменный стиль. Дальше сажусь нормально. Пробег, закрылки во взлетное, полный газ и опять на взлет. Руки-ноги потихоньку все вспоминают, делают как надо. Расслабляемся, начинаем трепаться с инструктором, - я рассказываю про переезд, он тоже живет на 14 этаже. Ваня сзади освоился, смотрит в окно уже с интересом. Садимся. Четвертый разворот опять немного не рассчитал (направление круга было не мое любимое), но сел без взмываний, хоть и не добрал немного ручку. Зарулились, выгрузились. Вано с ошалелыми круглыми счастливыми глазами. Посадил его на командирское место, где только что сидел сам, сфотографировал телефоном. Пришла очередь лететь нашей маме. «Вань, с мамой полетишь?», - спрашиваю. «Конечно!», - кричит Вано и уже гораздо ловчее запрыгивает в самолет. Я принимаю у жены младшего и иду пить чай. Жена улетает. Трепемся с пилотами, младший с наслаждением крутит ручку лебедки на механическом водиле для самолета. Ручка с трещеткой щелкает, ребенок радуется.
Прилетает жена. Примерно в том же состоянии, что и Ваня после первого вылета. Зато Вано уже как бывалый пилот, - рассказывает, что видел коров, - «маленькие, как снежинки», еще что-то. (Недаром в методике летного обучения первый полет называется "ознакомительным". Он нужен для того, чтобы инструктор и сам курсант убедились, что он (курсант) будет вести себя в небе адекватно, не испытает страха высоты и не будет пытаться выйти из самолета.
Жена в состоянии легкой эйфории, требующей осмысления). Посидели еще немного. «Какие у Вас дальнейшие планы?», - спрашивает инструктор, - ему скоро уезжать. Он советует съездить погулять в музей-усадьбу Поленово, это километрах в 30. С восторгом принимаем предложение. Едем, гуляем. Усадьба у заслуженного советского художника была, надо сказать, такая, что граф Толстой нервно курит в сторонке со своей Ясной Поляной. Вернулись домой уже поздней ночью и завалились спать, - на следующий день тоже предполагался ранний подъем.
На воскресенье был намечен визит на дачу к родителям жены, для празднования её дня рождения уже в семейном кругу. (Я опять ничего не пил, а там было что…) (((. По дороге позвонила моя сестра, приглашала на обратном пути заехать в гости, чтобы вручить подарки ну и тп. Короче весь день прошел в непрерывных застольях, плавно перетекающих одно в другое. К сестре приехали вместе с тестем, который ехал на нас в Москву на работу, у сестры в гостях наша общая подруга. Ваня играл с племянниками в компьютерные и другие игры, рамссказывал, как летал на самолете. Петя нашел под кроватью кошку с котятами. От котенка персидской кошки моей сестры, которая летом залетела от какого-то кота местной сибирской породы, мы пока воздержались, хотя жена, кажется, вынашивает какой-то план. Уехав от сестры, завезли дедушку домой. К себе вернулись уже ночью. Разгрузил машину, смотрю, - Вано валяется одетый на кровати и читает свою любимую детскую энциклопедию. «Вановский! – восклицаю я, - Ты еще не в пижаме!? Ну-ка быстро умываться и спать! Тебе завтра идти в новую школу знакомиться с завучем и новой учительницей, а ты провел выходные так, что тебе мог бы позавидовать даже твой любимый Том Сойер, и все еще не в кровати!». «Да, - улыбается Вановский, прыгая на одной ноге и стаскивая джинсы, - действительно, мог бы». Я тоже улыбаюсь ему и думаю, что я, может быть, и не идеальный отец, но черт возьми, до чего же приятно осознавать, что твой шестилетний сын может сказать в школе: «а мы вчера с папой летали на самолете».




Вановский на папином месте.

Profile

agudkov: (Default)
agudkov

June 2013

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
161718192021 22
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 17th, 2025 08:10 pm
Powered by Dreamwidth Studios